Страницы

среда, 21 мая 2014 г.

Отчет по ММБ весна 2014

Экспериментариум.

В качестве заставки - сворованная у Владимира Бондарева картинка - очень красивый был ММБ:

Описательная часть в стиле акын.

Начну, пожалуй, сразу с отмазок. К сожалению, перед этим марш-броском мне случилось заболеть, а вот выздороветь успеть не случилось. Попробовав бежать на тестовом рогейне за неделю до этого, через 3 часа чуть было не помер, еле дополз до финиша с опозданием в час. Зато очень помогло определиться с целями - добраться до финиша в своем темпе, двигаться в свое удовольствие, ни за кем не гнаться. Подумывал прогреться хорошенько на бегу, что должно было помочь выздороветь. В принципе это и получилось, хотя план немного подорвала экспериментальная ночевка (о чем ниже), ну зато удалось изгнать отвратительный насморк. Хорошо хоть проклюнувшаяся на склоне лет аллергия на пыльцу отступила (точнее пыльца отступила), а то бы бежал и плакал, впрочем возможно так было бы аутентичнее. В общем передвигался по дистанции в темпе беременной черепахи.
На старт ехали в веселом вагоне со всеми звездами, подсмотрели даже мастер-класс от Паши Демещика по тейпированию ступней, надо было на видео записывать. Там же, и на старте, второй раз за день встретил Андрея Филатова, потрепался с легкоходной тусовкой с http://vk.com/lightpacker_ru, даже заглянул Ире Громовой в карту, по читерской своей природе. Стартовал самонадеянно ближе к 12, дороги уже были тщательно размешаны, зато лес отлично пробегаемый, так что двигался азимутами.
На рогейне решил отказаться от часовых КП, на маленькой врезке обещалось что то интересное, валуны, обрывы, хотелось посмотреть, на более сложные варианты с выкидыванием разных по стоимости КП мозгов не хватило.

На выходе с первого рогейна, на речке между газопроводом и 14-м КП повстречал Детей Болот, что вселило надежду что двигаюсь неплохо, впрочем они могли собрать уже все КП там, а я выкинул три (оказалось что они выкинули два). Сунулся идти по реке, там оказалось плохо, потом повторил за ДБ, перелез на южный берег, там была тропинка по верху.
Вариантов движения по первой карте было много, надо будет потом их посмотреть поподробнее. У ДБ очень красивый вариант. Еще можно было выкинуть 3, 4, 20, 22, тоже красиво и т.д. Маленький рогейн был мною пройден за 50 минут примерно, то есть по 5,5 минут на КП, большой за час сорок, то есть по 10 минут на КП, грубо - в 2 раза больше времени на КП, то есть расклад получается - так на так, главное было не тупить на ориентировании, чего мне, естественно, сделать не удалось. Для начала на врезке забежал на 16-й КП вместо 15-го, причем пробил его как 16-й, и сам бы не заметил сразу без подсказки доброго человека. Пришлось возвращаться обратно за 15-м. Потом, когда набирал воду в ручье, оставил на берегу навигатор. Место конечно прикольное, валуны, овраги, чистые каменистые ручьи.
На асфальте после 24-го КП Лена, бывшая Якимова, передала мне карточку Алексея Скрипко, велела догнать и вернуть. Пришлось бежать, куда деваться, догнал на поле. Получилось забавно, только они с Александром остановились, начали разводить руками, искать карточку, - подбегаю и вручаю, держите пожалуйста.

После смены карт на 27-е КП зачем то пошел напрямую, по речке, потерял на этом сколько-то времени. На рогейне после СК адски ступил, взял вместо 30-го, 31-й КП, заработал на ровном месте полчаса штрафа. На нем конечно выгоднее было выкидывать 32, 33, 34, как сделали умные люди, или 31, 32, 33, а на 39 сбегать радиалкой. Но я радиалки не люблю и сделал по-другому.
Первый день был комфортный, не жаркий. Когда под утро пошел дождь, даже пришлось надеть ветровку (больше у меня ничего не было) и пробежаться чтобы согреться.
На выходе с первого листа повстречался Олег Бондаренко (Клетка) с фэтбайками, я его назвал почему-то Игорем Клеткой, ничего уже не соображая. Фэтбайки китайские с виду ничего так, главное что покрышки правильные стояли - BFL, может стоит заценить. Пошел  к мандариновому КП напрямик через лес, уперся в речку, попробовал перейти, искупался по грудь, передумал, немного обошел.

Спортмарафон молодцы, единственный, как мне показалось, нормальный спонсорский КП. Стоит где надо, апельсины, вода, красота. Пока там был, стянулись с разных сторон разные команды, в том числе Галкина и Кураган. Попытался с КП от них убежать, безуспешно, тупки на КП мешают, долго искал березу вместо сосны например. Потом потихоньку бежал в темпе Галкиной почти до финиша. Правда она бежала с поломанным ребром и с рюкзаком в два раза тяжелее. Я бы со сломанным ребром поехал домой ныть и жаловаться на жизнь.
Финиш оказался в очень красочном месте, действительно прям Хоббитон, да еще и без комаров! Правда дров мало. Стрельнул у судей поллитра кипятку (единственное чем пользовался судейским за маршбросок), отдохнул и пошел устраиваться, лидеры уже успели третий сон повидать, сидели пускали мыльные пузыри. Собрал немного дров, поставил тент. Потом подтянулся Костян, развел костер.
Под вечер позвонили дружественной команде, которая впервые на ММБ, они были только на смене карт. Сказал чтобы шли прямиком на финиш, ребята не подкачали, ближе к ночи добрались!

Повидал разных интересных людей. Познакомились например с семейной парой, молодой человек в которой идет ММБ без еды. Съедает бутерброд в электричке и до самого финиша ничего не ест, просто поразительно! Также повстречал старых знакомых, в том числе Гришу Сабирова с его многочисленными друзьями. Гриша легко может бежать наравне с лидерами, но зачем то регулярно собирает многотонный рюкзак, это его несколько замедляет.
Костян на этом броске вообще отжигал. Все вещи он уместил в поясную сумку, которую сшил сам. Потом он склеил гамак из сложенного пополам спасодеяла, и кокон утеплитель из 2мм и частью 1мм пенки. И все это крепилось к поясу, причем гамак служил и креплением, как то так. При этом вещей у него было просто куча, сидел, каждый раз разные каши варил. Видимо сумка была магическая.
Костян мочит по дистанции без рюкзака:

Я тоже заморочился, но над весом. Тоже выкинул коврик и спальник, склеил из пены 3-мм спальник-кокон. Все остальное тоже постарался выкинуть. Но об этом ниже. К сожалению, в отличие от Костяна, я свою снарягу не протестировал. Спальник отказывался герметично закрываться в полевых условиях в районе груди. Из-за этого было холодно, к тому же внутри лежишь мокрый, т.к. спальник заодно и паробарьер. Снизу было тепло и мягко, потому что я заранее сходил набрал охапку сухой травы и устроил соломенный матрас. В общем ночью провалялся часов до 4. Удавалось более-менее поспать на животе, прижимая дырку в спальнике животом. Но пока ворочался, весь его изорвал. Ближе к утру набрался решимости и перебрался к костру, запалив пучок соломы устроил подобие нодьи из гнилушек с одной стороны, с другой завернулся в спальник. И поспал немного. Под головой был какой то непонятный писк, потом оказалось что подушкой послужил муравейник, пришлось перебираться. Если бы еще ночью был дождь, было бы конечно повеселее.
В общем я считаю, пена имеет право на жизнь, правда вот к паробарьеру я теперь отношусь настороженно, хотя Костян уверяет что это был самая теплая его ночевка. Но сейчас кажется, что с точки зрения комфорта и надежности надо делать например из Вежи +3 топбэг, он итак довольно легкий, отрезать низ, оставить только слой ткани куда можно тонкий коврик вложить. А то я подумывал насчет спальника из кубена 11 г. на метр, но он тоже был бы паробарьерным. Конечно если идти с поясом, то вся снаряга из фольги решает. Костяну надо уже соединить вместе свои наработки, паробарьерный космический костюм, гамак, пояс и т.д.

Стартовал наутро около 9, лучше наверное было пораньше, до жары, но зато уже были протоптаны тропы. Рогейн разложился как то просто, мне вариант нравится, хотя конечно не обошлось без тупок при поиске компостеров.

После начала линейной части повстречал Мишу Апухтина и мы с ним побрели вместе. Дальше началась какая то подстава с водой. Обозначенных на карте ручьев в действительности не было. Поначалу, после сплавовского КП, все казалось что наберу в следующем. Зря не зашел к сплавовцам. К моменту как вышли на газон скорость упала катастрофически, но мне уже было по барабану - искал воду. В тот момент меня и обогнал Костян. Я сам пошел целенаправленно к ручью у поля, его тоже не было, гляжу - вдоль леса бодрым шагом чешет персонаж без рюкзака, но почему то полуголый. Ну думаю, все-таки других таких сумасшедших вроде нет, наверное он. Так и оказалось, но до финиша его и не догнал. Помимо ручья на краю поля, не оказалось и прудика в который он должен был впадать, осталась только полувысохшая лужа с покрышкой посередине. Неподалеку, высохшие деревья и каркающие на них вороны органично дополняли картину. Пить оттуда не стали. Нашли зато с Мишей лужу из бывшего ручья в овраге, отпились, дела пошли получше, Миша как настоящий сибарит еще воду фильтровал. А под конец карты вода стала попадаться чаще.
Очень живописный вышел ММБ, но почему то все пейзажи прошли мимо сознания. Да и вообще лежишь на промфинише, солнышко, хорошо, никто не кусает, а в голове какие то заботы. Мало эмоций.
Возможно стоит поменять концепцию прохождения. Но скорее дело не в ММБ, так и вся жизнь мимо проходит.
Места по этапам вышли 11, 28, 26, общее 14-е. Если б не затупил с 30-м КП и получше расcчитал с водой, можно было бы побороться с Галкиной.
Трек получился короткий, 99 км с копейками.
veloradar.ru
Смотреть маршрут на карте.
Трек с данными по скорости и профилю.
Спасибо Тонису и команде, все как обычно было очень круто! Голосую за ММБ осенью в 5 этапов, и хорошо бы какая-нибудь жесть с погодой, например чтобы дожди на все промфиниши заливали.

Немного про еду, снарягу и всякий шлак.

Изначально хотел поэкспериментировать с ультралегкоходством. Болезнь подтвердила планы, решил упадок сил скомпенсировать ступидлайтом.
Снарягой дело не ограничилось, я вдохновился примером leviathan-mai и решил похудеть. Но, как всегда в моем случае, к вопросу я подошел более тупо, считать что то мне было лень, просто перестал есть продукты калорийности выше 200 Ккал на 100 гр. Налегал на фрукты, йогурты и тп. При отсутствии  контрольных приборов про эффект сказать трудно, возможно он остался чисто психологическим.
По снаряге наиболее характерные примеры:
Интегрированный коврик-спальник. Вес изначально 150 грамм, потом наклеил протектор из скотча, стало 180. Очень большой по объему, пришлось брать непомерно огромный рюкзак. Спальник из пены получается непрочный и паробарьерный, к этому надо быть готовым.

После ММБ:

Наверное все-таки рулит классическая идея бичевать у костра. Взять тент из полиэтилена, который не жалко, чтобы накрывать костер, кусок пенки, которую не жалко, чтобы завернуться с одной стороны и пилу, чтобы дрова были хорошие - и все.
Модифицированнный рюкзак Сплав Pocket Pack - с пришитыми грудными стяжками, чтобы повесить нагрудную сумку и карманами для фляги и навигатора, вес получился 158 грамм. Показал себя хорошо. В грудную сумку влезает вся еда на этап, солевые таблетки, маркер, карточка. Дальше уже надо в сторону уменьшения объема думать, чтобы пролезать под деревьями легче было - жилетку или пояс использовать.

Миленький телефончик:
На взвешивании на старте рюкзак в сборе показал 2955 грамм с полулитром воды и 1400 граммами еды и лишними 60 граммами батареек, которые случайно остались в навигаторе. На мне была только ветровка и фонарь, остальное лежало в рюкзаке. Вес вещей на себе (включая кроссовки) составил кило двести. Когда ты все вещи выкинул - это очень удобно, не надо ничего искать, ничего не теряется, не напрягает сознание. И дома, после забега, разложить все по местам намного проще.
ВещьГраммыПримечания
На себе
На головеКепка Kalenji 54
Ходовая одеждаВерх с длинными рукавами, из Coolmax185
Штаны беговыеСивера Мураш100Чтобы не побили по дороге на вокзал - лосины надевать не стал. Под конец сумел все-таки порвать. Лосины бы выглядели опрятнее - меньше грязи собирают.
Трусы беговыеKalenji 70
GPSGarmin Oregon150
Батарейки2 шт 26
Маркер8
ФонарикZebralight H600 Mk II+аккумулятор125Отличный фонарь, интерфейс конечно не совсем интуитивно понятный, режимы настраивал заранее по мануалу. Пользовался режимом 160 люмен на 11 часов.
309
Одежда в рюкзаке+рюкзак
ВетровкаСивера Гран100Побрызгал заранее от клещей. Под дождем пытался организовать режим "сохнет быстрее чем мокнет".
НакомарникСплав11
РюкзакМодифицированный Сплав Pocket Pack158
269
Бивуак
СпальникПена 3 мм со стройрынка185
ТентZpacks Hexamid Pocket80
265
Еда, вода
Посуда+пластикБанка 0,5 л из-под ананасов+пластиковый стакан 0,5 л.70Luxury item. Взял т.к. приболел. Изначально хотел без горячей еды.
Запасная фляга для водыSalomon soft flask30
ЗажигалкаBic13
Вода500Кипяченная кола на старт в мягкой фляге Salomon soft flask. Фляга всем хороша, но немного менее удобно воду набирать - ибо мягкая.
Еда, >6000 кКал
1400
2013
Аптечка
Эластичный бинт 25
Пластырь1
Нитка0Типа клещей драть. Клещам не попался.
Солевые таблетки32
Боро-плюс20
Всякое
Деньги, док-ты-в спец пакет34Цветная копия паспорта, права, полис, деньги. Ключи не брал, металлические деньги не брал.
Телефон35
Салфетки12
Totals:
Вес рюкзака без еды и воды1115
Вес рюкзака в сборе3015
Вес рюкзака+вещи на себе4224

Еды было ровно 1400 грамм. Разделил на 4 порции - две на первый день, одну на второй и одну на промфиниш, положил в 4 пакета. Решил сделать недостаток - низкую скорость, преимуществом, положил на ход более калорийной еды. Когда движешься медленно, переваривать легче.
На ход взял пастилу в шоколаде (6 р. штука, жевать почти не надо), мюсли, кит-каты, немного козинаков, и главное оружие - орехи (кешью, фундук, миндаль) в йогурте - под 600 кКал на 100 гр. за счет орехов, которые жирные (сравните с гелем Арена в 250 кКал на 100 гр.):
На старт также залил во флягу прокипяченную колу. Поначалу опасался есть орехи, не тянуло, поэтому с первого этапа они остались. Потом как то после СК силы кончились, сел на пенек, съел  немного орешков - и так вторчило! Немедленно вскочил и побежал. Второй день ел по 4 штуки в полчаса - и было хорошо.  Брал еще сыр в лаваше, но он остался на ПФ. Вообще что то мало еды уходило в пути, привез часть домой.
На отдых взял три ролтона, три охотничьи колбаски, три упаковки кофе, порцию арахисовой пасты - просто ядерное топливо, 600 кКал на 100 гр. Кофе раньше никакого воздействия не оказывал, а сейчас выпил, пошел вздремнуть - а сердце так колотится! Надо брать что то типа какао.
По тактике и ориентированию затупы неискоренимы, возможно стоит прислушаться к тому что пишет Юрий Бородулин - что некоторым это не дано.
Надо больше тренироваться на грунте, что мне было делать лень, ибо там большую часть года сыро. Вообще что то надо менять в тренировках.
Женя Батуев провел интересный эксперимент - привел на ММБ настоящего спортсмена. Вообще на ММБ спортсменов нет, может быть Олега Калинина,  Аню Коробко  можно так назвать. А тут целый мастер спорта по ски-тур гонкам. Равных по скорости их команде не было. Как жаль что они не нашли 64-й КП! Вполне могли покончить с застоявшейся гегемонией ДБ, буду болеть за Батуева осенью.
Всегда конечно было интересно, что будет если привести сильного ультрараннера или лыжника. К примеру, если научить Килиана Жорнета ориентироваться - за сколько бы он пробежал?
 Вполне возможно ему было бы туго, Дети Болот очень наспециализировались на ММБ, все делают очень быстро. Развлекаются уже, разговаривают птичьими голосами, остальным остается только гадать, кто там филин, а кто - фазан.