Страницы

Поиск по этому блогу

суббота, 23 июля 2016 г.

Разведка дистанции Tour Unite

Много событий произошло в аутдор-жизни, походы, соревнования, но писать о них не возникало особого желания. Про этот заезд написать хочется, да и пригодится на следующий год. 

Впервые идея провести русский Tour Divide возникла в обсуждении в группе Lightpacker. Если кратко, то Tour Divide Race - это велосипедная гонка в США, проводится от канадской до мексиканской границы (или наоборот, а это около 4500 км), по всем типам дорог, с самообеспечением участников, время идет нон-стоп, включая моменты отдыха и сна участников, кто быстрее приехал на финиш - тот и победил. Т.е. получается эдакий быстрый велопоход, причем лидеры используют минимум снаряги, едут чуть-ли не по 300 км каждый день в течении двух недель, по духу чем-то похоже на ММБ. У нас решено было попробовать провести гонку в 2016 году, для начала на 1000 км. Назвали ее Tour Unite, соорудили пока группу https://vk.com/tourunite в ВК. Ближе к делу стало ясно что саму гонку в 2016 году провести уже не успеем, массовый старт перенесли на 17-й год, а в июле этого года я отправился на разведку дистанции.
Как мне кажется, разведка была удачной, заезд по этой дистанции проводить можно, характер покрытия, набор высоты и т.д. в целом подходящие, хотя небольшие доработки требуются. Ниже расскажу про дистанцию, снаряжение, еду и т.п, что должно быть в чем-то полезно будущим участникам, в т.ч. и мне. В 2017 году каждый желающий может отправиться в массовый заезд. Регистрация будет на x-race.info, вся информация - в группе https://vk.com/tourunite.
Предварительный трек заезда (трек разведки) скачать по ссылке.
Итак, 9 июля, немного волнуясь, забросился на поезде в Петрозаводск. Петрозаводск предстал приятным прибрежным городом, манил ресторанами карельской кухни, показывал виды Онежского озера, погода стояла солнечная. В 12-40 стартовал от пристани у Центрального парка культуры и отдыха.
Участок дистанции вдоль Онеги (до 135 км дистанции) представляет собой в основном шоссе, что позволяет держать хорошую скорость, особенно поначалу, со свежим седалищем. В данном случае я так и ехал, не делая ежечасных остановок на еду, питаясь на ходу, что позволило преодолеть расстояние как за целый день в последующие дни. В какой-то момент шоссе превращается грейдер, чередуясь с участками асфальта вдоль поселков и деревень, иногда демонстрируя виды на озеро.

Магазины есть практически в каждом населенном пункте до Вознесенья, работают кто как, но можно подкрепляться. В Вознесенье неожиданно для себя вместо моста через Свирь обнаружил паром.

Соответственно, этот участок дистанции возможно будет изменен с объездом до моста в Подпорожье, что потребует дополнительной разведки. После Вознесенья магазины попадаться часто перестают, есть небольшой грунтовый участок, затем хорошее широкое шоссе Вытегра - Лодейное поле (150 км - 190 км) до поворота на юг. После поворота (190 км) какое-то время идет асфальт, превращающийся затем снова в грейдер, ближайший крупный населенный пункт - Винницы (230 км). До Винниц трасса идет мимо нескольких озер, некоторые совсем близко, и на них можно устраивать живописную ночевку, например на оз.Крестное (210 км).

Как раз подъезжая к Винницам растет рельеф, и красота пейзажей. В Винницах можно посмотреть на деревянный комплекс зданий погоста, и пополнить запасы еды - есть супермаркеты. Далее дорога идет по живописной долине реки Оять вплоть до Алеховщины (300 км).
Этот участок показался довольно утомительным вследствие сочетания постоянных грейдеров и подъемов, на которых даже пригодилась передача 36\42, strava тоже подтверждает про наборы здесь, хотя может и привирает немного. Зачетный подъем есть между Надпорожьем и Ратигорой (на 270 км).
В Алеховщине встречают указатели на шоссе на Лодейное поле (практически легендарное для меня, как для почитателя Сказок темного леса, место) и на грейдер в сторону Тихвина - нам туда, около 100 км. Смотреть в Алеховщине особо нечего, зато есть магазины. Грейдер в сторону Тихвина кажется бесконечным, представляет собой гравийную как бы трубу, ограниченную с боков порослью, иногда прямую как стрела. Где-то на одной такой стреле, во время перекуса меня, прямо по дороге, обогнал заяц,  и учесал в горизонт. Двигался с хорошей скоростью, имел бы все шансы на победу в Tour Unite, но трекера у него я не заметил. К счастью, ближе к Тихвину (420 км), грейдер становится асфальтом,
что разгружает психику. Снова попадаются озера, на одном из них я и заночевал, опасаясь не успеть купить вечером продукты и планируя это сделать с утра. Опасения насчет продуктов напрасны - в Тихвине на линии дистанции есть круглосуточный супермаркет и заправки. На въезде в Тихвин встречает истребитель МиГ-21ПФ, затем милейшая набережная реки Тихвинка с домом-музеем Римского-Корсакова и Богородичным Успенским монастырем. Понравился Тихвин.

Из Тихвина, вплоть до поворота на Бокситогорск, (440 км) ведет очень оживленное шоссе, с фурами, иногда без обочин, надо быть осторожным. До Бокситогорска (450 км) второстепенное шоссе, после поворота на Неболчи трафик становится совсем редким, дорога затем становится грейдером. Грейдеры вообще попадаются совершенно разного характера - гравийные, каменистые, укатанные и не очень. По некоторым можно катить почти как по асфальту, по другим - только трястись как по стиральной доске. Трасса заходит в Новгородскую область, и покрытие сразу же меняется, появляются многочисленные ямы, которые надо объезжать. Подкрепиться можно в Неболчах (510 км) и в Любытино (550 км). Перед Неболчами попадается примыкающая к дороге серия карьеров с мельчайшим песком практически чистого белого цвета, выглядят космически.
От Любытино к Боровичам (600 км) ведет сносный асфальт, виды разворачиваются, становится больше полей.

В Боровичах центр города симпатичный, перед Боровичами поворот на дом-музей Суворова. В самом городе - и магазины, и аптеки, чтобы пополнить запас Боро-плюс усталому путнику, и даже круглосуточный пункт с шавермой.
После Боровичей идет весьма живописный сегмент вдоль реки Мста - сосновые леса, старинные села (например Опеченский посад (625 км) с набережной времен Петра I), виды на реку, в том числе пороги, подвесные мосты. Жаль что проезжал эти места уже в сумерках. 

 После Боровичей начинается уже Тверская область, появляются первые по-настоящему грунтовые сегменты, песчаные дорожки. Вообще, не знаю согласитесь или нет, Тверские пейзажи мне показались, наверное, наиболее красивыми. 


 От Боровичей до Вышнего Волочка (740 км) будут и приятнейшие грунтовки по сосновым борам (с черникой), и совершенно безлюдные асфальты, и небольшой участок заросшей дороги со считанными метрами велопоносинга (перед деревней Гирино, около 700-го км). В тех местах надо быть внимательными в ориентировании, нужно смотреть в трек. Когда проезжал, в небе один за другим проносились военные самолеты, как на параде.
В Волочке много интересного, в том числе Макдональдс, Волочек можно осмотреть.
Трек от Волочка до Торжка (820 км) проходит через небольшие настоящие деревеньки, в которых почти всегда есть колонки с водой, на полях частенько можно увидеть аистов и журавлей.
После пересечения новой трассы М-11 (под ней, около 770-го км) идет немного буреломинга, придется и ноги 
промочить, но длится это считанные метры, и выводит на хороший асфальт.


Торжок тоже красивый город, особенно хороша его набережная. Конечно же имеются магазины.
Отрезок Торжок - Конаково наиболее грунтовый, готовьтесь к лесным дорогам и корняжным секциям. Перед примыканием трека к Тверце, в селе Петропавлово (около 860 км), дорога переграждена цепочкой с надписью что-то вроде "Частная собственность", под цепочкой пролез и быстро проехал к реке. Жертвовать этим участком не хочется, за ним начинаются очень красивые места.  В лесу встречается малина и черника, а на полях вдоль Тьмы, перед деревней Савино (около 895 км) - земляника. Именно у Савино встретил единственных за весь поход велотуристов, в количестве трех штук.
В Твери смотреть и делать нечего, нужно проезжать ее как можно быстрее. Можно поесть в сетях фастфуда, например "Чикен Хауз". Железную дорогу лучше пересекать не как по треку, а немного юго-восточнее, по подземному переходу.
На участке Тверь - Конаково хороши виды на Волгу, Оршинский монастырь (950 км). От монастыря идет небольшой сегмент по пропашке в лесу - на узких покрышках там не место. В магазинчике при церкви в Савватьево можно купить отличные пирожки и монастырский квас или морс.
На финише ждет Волга, в которой вполне можно купаться. Правда чтобы найти достаточно безлюдное место мне пришлось уйти до мыса на котором был слет легкоходов. Стоит также учитывать что паром на другой берег и электрички из Конаково ночью не ходят.
В группе предложили сделать интервью, поэтому ниже вопросы и ответы в виде импровизированного интервью:
-Как сделать так чтобы выдержала попа? 
-Ключевой момент - это прикатанность твоего седалища к твоему же седлу. Я, по причине смехотворного наката, совсем безболезненно не проехал. Возможно седло широковато, или еще что-то. Использовал боро-плюс вместо мази для велосипедистских задниц. Также помогает смена посадки - низкая посадка, высокая посадка, педалирование стоя (тут надо учитывать что стоя больше нагрузка на мышцы ног, потому что карданишь, экономичнее ехать на высоком каденсе сидя). В основном ехал с остановками каждый час на перекус, и чтобы проветрить седалище. Также у меня были таблетки обезболивающего, которыми я, чего греха таить, пользовался бывало.
-Какие еще спецсредсва использовались?
-Обклеил тейпом колени до заезда, и до Твери так с ним и ехал. Брал упаковку солевых таблеток High5, без них первый день немного сводило ноги.
Под конец таблетки от тряски превратились в порошок. Брал белковый порошок чтобы мышцы восстанавливались, во время ужина разводил и запивал этим напитком еду. Как оказалось очень хорошо едется на коле, если попивать кока-колу каждые полчаса, то просто прет, особенно хорошо прет под вечер.
-На каком велосипеде лучше ехать?
-Мне кажется карбоновый найнер с дропбаром будет идеальным. То есть канонический Salsa Cutthroat. При этом на скоростных бескамерных кантрийных покрышках шириной 2,1-2,2 на низком давлении, например Schwalbe Thunder Burt. И хорошо бы вилку Lauf и вибропоглощающий подседельный штырь

Впрочем было бы интересно если бы спортсмены проехали на гравийном байке или циклокроссе.
Я ехал на карбонайнере ригиде. Перед поездкой установил покороче и повыше вынос, также поставил лежак. Лежак очень понравился - на хороших участках кисти полностью отдыхают. Раньше у меня была проблема что руки немели, в этот раз такого не было. Плюс, если дует ветер в лицо, или едешь быстро, лежак помогает сэкономить энергию.
Подробнее про велосипед - в таблице ниже.
-Какое будет время лидера?
-Думаю трое суток с несколькими часами - реально. Можно ехать командой, можно спать намного меньше (даже с учетом времени на восстановление можно спать по 4 часа, а на такой короткой гонке лидеры могут спать еще меньше), можно выше держать крейсерскую скорость, можно меньше времени тратить на остановки.
-О чем думаешь во время езды?
-Иногда голова совершенно пустая, иногда крутится какая-нибудь песня, или просто бред типа "мы бельдяжки, куклы-неваляшки", иногда название следующего пункта, например "а-лё-хов-щи-на-а-лё-хов-щи-на". Понимаешь как скучаешь по близким людям, особенно по дочке, вспоминаешь что давно не бывал у родителей. Иногда приходят в голову разные идеи, мысли, вопросы например - когда появились первые дороги? Поначалу это были звериные тропы, человеческие тропы, а дороги по которым можно проехать? Наверное в степях, с появлением бычьих повозок. Или например - можно ли сделать летающий велосипед? Посадить гонщика про-тура, дать ему запас еды и воды хотя бы часов на 12, запускать как планер с самолета, всю поверхность крыльев покрыть солнечными панелями - продержится ведь. Иногда приходит в голову или вспоминается какая-нибудь шутка, и ты ржешь на удивление встречным водителям. Один раз проснулся ночью от собственного смеха.
-Какое снаряжение использовал?
-Для перевозки вещей использовал байкпакинговые сумки на велосипед производства двух гаражных контор https://vk.com/notneebp и https://vk.com/kiselev_bikepacking  
Использовались внутрирамная, подседельная сумки, инструменталка и сумка-бензобак на раму, и бардачок на руль производства Нотни. Две сумочки под флягу производства Kiselev. А также кубеновый мешочек вместо сумки под руль. Подробнее про сумки - в таблице. Т.к. треугольник рамы у меня очень мал и дополнительных креплений под фляжки нет, пришлось еще использовать рюкзак в котором везти от полутора до трех литров жидкости.
Мне кажется концепция правильная. Все тяжести в центре рамы, колеса загружены равномерно, аэродинамика не страдает. В таком сетапе можно прыгать через препятствия и ехать по вспашке - ничего не мешает. Хорошо бы еще избавиться от рюкзачка на спине.
Ночевал под тентиком-пирамидкой. 
Горелок с собой не брал, горячего не готовил.
Из специфической велоодежды - конечно контактные туфли, памперс, перчатки. Еще ветрожилет, который мне просто нравится.
-Чем вообще питался?
-В движении хорошо идут мюсли, вафли, конфеты суфлейные. Шоколад вообще не идет. Кола - очень хорошо. На ужин и завтрак покупал батон и сыр, ужин запивал разведенным белковым порошком, на завтрак разводил мюсли. Порошок понравилось употреблять, а мюсли - нет, потом на них забил и ел бутерброд и все. Еще брал арахис. В городках подкреплялся чем хотелось - булками, хлебом с колбасой, мороженым, заезжал в Макдональдс и Чикен Хауз.
-Какой был план движения? Сколько спал?
-Изначально планировал спать от 4 до 8 часов - смотря как отреагирует организм. Ехать по темноте не очень удобно, в июле можно ехать до 11 вечера, и вставать в 3 утра. В первую ночь поставил будильник так чтобы поспать 4 часа, но столкнулся с тем что не мог заснуть. Еще в моем бивачном мешке антимоскитная сетка у головы не очень хорошо натягивается, и кое-где прилегает к голове, из-за этого докучают комары, надо мешок поправить. В общем, заснуть удалось ближе к исходу четырех часов. Что же делать, все-таки отпуск, истязать себя не хотелось, спал сколько хочется, часов по 7-8. Только в последнюю ночь спал около 4 часов, т.к. боялся не успеть на паром и электричку в Конаково. Сейчас до сих пор во сне куда-то еду на велосипеде.
Велосипед - это здорово! Если едешь достаточно долго, в любом случае увидишь что-то интересное.

Вещь
На себеПримечание
ШлемСамый дешевый dhb. Норм.
ОчкиДешевые китайские с диоптрийной вставкой. Адски наминают уши, не знаю на что менять.
ЧасыКакие были.
ВелоперчаткиС поролоновыми накладками, воздухопроницаемые.
ФутболкаДекатлон. Джерси не нужно т.к. на спине рюкзак.
Велотрусы с памперсомСамые дорогие dhb, без лямок.
ТрусыНа случай купания и тп. На гонку можно не брать.
Носки Декатлон.
ВелотуфлиMavic, модель не помню. Лучше бы пожестче, ходить почти не надо.
Велосипед
ВелосипедOrbea Alma, см. табл. ниже
ВелозамокПригодился в магазинах. Не нужен если в команде.
Мусорные мешки для упаковки в поезд4 шт.
Навигация
НавигаторGarmin с креплением на руль. В команде лучше каждому.
КартаНе брал
БатарейкиЛитиевые служат больше чем в 2 раза дольше.
Фонарик+аккумZebralight H600. Для движения по темноте лучше помощнее.
Задний маячок
Одежда в сумках
БанданаLightpacker. Надевал ночью и утром.
Рукаваdhb. Пригодились, также ночью надевать вместо сухих носков.
НакомарникСплав. Очень нужный элемент!
ВетрожилетCraft. Классная штука.
ФутболкаЗапасная для дороги домой, после купания, на гонку можно не брать.
ШортыДля поезда и дороги домой. На гонку можно не брать.

Мембранные штаныSivera. Не пригодились.
ВелкростяжкаДля мембранных штанов.
Мембранная курткаНе пригодилась. Если в прогонозе дожди хорошо бы иметь в запасе что-то типа Сиверы Гвор.
ЛосиныТонкие беговые dhb, типа компрессионные, надевал в прохладу, можно заменить чулками.
Теплый верх, джерсиdhb. Пригодился.
Носки для снаНа гонку можно не брать.
Сумки
Сумка рамнаяNotnee. Молния пока держит даже набитую. В ней лежала еда, насос, замок.
Сумка бензобакNotnee. Нужно чтобы открывалась одной рукой. Нужен больше размер. В ней лежала ходовая еда.
Сумка инструменталкаNotnee. Нужен больший размер, чтобы помещалось две камеры и инструменты. В ней лежали все инструменты и камера.
Подседельная сумкаNotnee. Подседельная сумка должна быть с элементом жесткости который фиксируется к штырю и за него утягивается к седлу. Укладывать сумку без такого элемента - боль, и это долго. Также сумка должна быть герметична, чтобы набивать сразу ее. Типа такой https://defiantpack.com/collections/seatbags/products/malamute-seatbag-harness У сумки Notnee хорошее качество изготовления, но не лучшая фурнитура. На RFAR один из фастов лопнул, заменил его с другой сумки. На подседельной он очень нагружен, в гонку для такой сумки надо брать запасные.
Сумка вперед мелкая, бардачокNotnee. Хороша, открывать надо пошире, а то трудно запихивать. В ней ехали аптечка, ремкомплект, фонарь, бандана, мыло и т.п.
Сумки бутыльныеKiselev. Стропы крепления на руль надо поуже, т.к. на руле куча всего. В сумках ехали бутылки с трубочками, и в карманы складывался мусор.
ГермомешокСплав
РюкзакQuechua Extend 12
Сумка нарульнаяКубеновый мешочек от тента zpacks. В нем ехали надувной коврик, тент, бивик. У каждого легкохода должно быть что-то кубеновое.
Бивуак
Коврик надувнойNeoair Short. Можно взять пенку легче, но надувной дает очень высокий комфорт сна и компактно складывается.
Спальник пух0,5 кг. На гонку если тепло можно не брать. 
ПирамидаЛегковес. На гонку можно тент полегче
БивикДоработать от комаров
Колышки
Кухня, вода
Миска пластиковаяДля порошка
По две бутылки с соскойCamp. Удобно пить на ходу.

Мультитул LeathermanНа гонку не брать
Зажигалка+кусок сухого спиртаНа всякий случай
Еда
-мюсли хлопья
-белковый порошок
-арахис
-сухофрукты
-шоколад (не брать)
-конфеты/батончики/мюсли
-сухари сладкие
-сухари соленые
-хлебцы
-сыр косичка
-колбаса
-сыр

Аптечка
ПротивовоспалительноеИбупрофен
Наколенник2 шт, не пригодились
Тейп
ОбезболивающееКетонал
Пластырь
Бинт
Солевые таблеткиHigh5. Надо брать. Мб регидрон и магний.
Боро-плюсОчень пригодился

Ремнабор велосипедный
НасосLezyne со шлангом 
Камера 292 шт
Заплатки для камерыНадо ремнабор для покрышки (добавить жгутиков и кевларовую нить)
Набор шестигранников и отвертка
Выжимка
Монтажки
Спицевой ключ
Смазка цепи
Запасной петух
Колодки тормозные
Спица запаснаяНе брал, надо найти
Гигиена +Всякое
Деньги, док-ты, билеты -в пакет
Ремнабор - нитки, иголка, кусок тканиИногда одежда рвется
Салфетки высушить
Мыло
Гель спиртовой
Зубная щетка
Зубной порошок
Микрофибра для очков
СмартфонПри желании можно транслировать трек в racetrace
Павербанк
Деталь велосипедаОписание, примечания
ТормозаShimano XT. Отличные тормоза, тормозят и зазоры большие - не забиваются и не скрипят, поменял с Формулы
РоторыAvid. Можно поменять на Ice-tech для феншуя
Тросики и рубашкиGore RideOn, уже износились, наверное надо менять на сплошные рубашки
КассетаSunRace 11-42, самая дешевая кассета на 42 зуба и единственная 10-скоростная
ЦепьShimano Ultegra, ставлю любые 10-скоростные с замочком
Шатуны Sram x9, все хорошо, надежная, можно ставить direct mount звезды
КареткаBB30. Отстой. Перед отъездом поменял подшипники (1600 руб. за два подшипника, Карл!), и все-равно скрипела от начала и до конца, зато хоть крутилась. Надо ставить переходник на резьбовую.
Звезды системыОдна овальная NW звезда Neutrino на 36 зубьев. С передаточным отношением угадал, на кассете пригодились все звезды, от 11 до 42.
Передний переключательОтсутствует
Задний переключательSRAM XX, достался с велосипедом, надо бы поменять на type2
ВилкаЖесткая, китай-карбон
РамаOrbea Alma, S. Наклеил защиту из пленки на трущиеся части. Хорошо бы поменять на раму с бОльшим передним треугольником и более податливым задним. И оси до кучи.
ГрипсыESI Chunky, отличные грипсы, рекомендую
РульFSA карбон, достался с велом, возможно надо поменять на руль с большим изгибом, градусов до 9
Вынос3T, вроде бы 90мм. Достался с велом.
ЛежакСамый дешевый с bike-discount. Очень понравилось с ним ехать. Но надо бы обмотку шоссейную поставить, а то иногда руки мерзнут, и руки потеют на подушечках.
РулеваяНе помню какая, шла с велом
ПедалиLook. Пока все нравится. Немного люфтят подшипники.
СедлоКакое-то женское fizik. Седло - дело персональное.
Зажим подседелаВ комплект к раме
Подседельный штырьЧугунный какой был, надо менять на китайский карбоновый. Наверное 25,4 мм для поглощения вибраций, хорошо бы при этом выдержал сумку.
МанеткаXX trigger, досталась с велом, хочется заменить на грипшифт.
ПокрышкиСпереди Specialized S-Works Fast Trak, сзади Continental Race King. Сзади не успел поставить бескамерно, пришлось ехать на камере. Безусловно надо использовать быстрые кантрийные покрышки бескамерно с герметиком
КолесаStan's Crest + втулки Formula, спицы Sapim. Легкие колеса очень важны, главное чтобы они выдержали при этом заезд.
Приглашаем всех желающих принять участие в заезде в следующем году.
Вся информация в группе Tour Unite и на сайте X-race
comments powered by HyperComments